junior-razvedchik.ru

Критерий демаркации науки и не-науки по Попперу

Поппер отверг индукцию, его метод — это метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения. Логические позитивисты смогли предположить только примитивный кумулятивизм: У Поппера модель развития знания не является кумулятивной: Основная задача методологического исследования для логических позитивистов сводилась к логическому анализу языка науки, к установлению априорных стандартов научности. Основной задачей своей методологической концепции Поппер считает анализ развития знания.

демаркация по попперу

Логический анализ языка науки у него играет незначительную роль. Методология Поппера уже "отворачивается" от логики, хотя еще не опирается на историю науки. Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя в начале своей деятельности Поппер был близок к логическому позитивизму, впоследствии он очень далеко отошел от него. Развитие философии науки после крушения логического позитивизма в значительной степени было связано с дальнейшей разработкой идей Поппера или с их критикой. Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: Все темы данного раздела: Структура научно-исследовательской Методология научно-исследовательских программ И. Подпишитесь на Нашу рассылку. Новости инфо для студентов Свежие новости Актуальные обзоры событий Студенческая жизнь. Но вскоре у Поппера стали возникать сомнения в научности этих учений. Казалось, эти теории способны объяснить практически все, что происходило в той области, которую они описывали.

Изучение любой из них как будто бы приводило к полному духовному перерождению или к откровению, раскрывающему наши глаза на новые истины, скрытые от непосвященных. Раз ваши глаза однажды были раскрыты, вы будете видеть подтверждающие примеры всюду: Все, что происходит, подтверждает ее. Предложения математики и логики не-верифицируемы, поэтому они не выражают знания о мире, а являются лишь схемами вывода одних научных предложений из других. Предложения традиционной философии также неверифицируемы, поэтому они лежат вне науки и попросту бессмысленны. Этот критерий оказался чрезвычайно узким, ибо отсекал от науки ее наиболее плодотворную часть — законы и теории, которые не могли быть полностью верифицированы. Суть идеи сводится к следующему: Подтвердить фактами можно любую теорию, если мы специально ищем таких подтверждений, но хорошая теория должна прежде всего давать основания для её опровержения. Любая хорошая теория, считает Поппер, является некоторым запрещением, т.

  • Оснастка для деревообрабатывающего станка
  • Рыболовная база костомукша
  • Твистер 2000
  • Аварии дизельных лодок
  • Чем больше теория запрещает, тем она лучше, ибо тем больше она рискует быть опровергнутой. Никакие преимущества одной из сторон нельзя рассматривать как абсолютно решающие. Не существует никакой гарантии триумфа той или иной программы. По сути, они звучат так: Иными словами, в концепции Лакатоса из-за деятельности ученого уже явно выступает некий глобальный надличностный процесс. Защита персональных данных ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ. На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше Естествознание Нового времени и проблема Unix-войны и проблема стандартизации YI. Но если вынесенное решение отрицательное или, иначе говоря, если следствия оказались фальсифицированными, то фальсификация их фальсифицирует и саму теорию, из которой они были логически выведены. С полной уверенностью ни одну теорию нельзя назвать вполне научной до тех пор, пока она является нефальсифицируемой. И в этом смысле ненаучной оказывается не только философияно и математикаи логика [ источник не указан дней ]. Поппер не только признает осмысленность метафизикино он постоянно подчеркивает то большое значение, которое она имеет для науки. Почти все фундаментальные научные теории выросли из метафизических представлений. И во все периоды развития науки метафизические идеи стимулировали выдвижение смелых научных предположений и разработку новых теорий. Теория Куна произвела переворот в философии наукино в то же время подверглась жёсткой критике, особенно со стороны Поппера. Кун не выдвинул чёткого определения парадигмы, очертив скорее границы понятия. Основные идеи этого течения:. Проблема демаркации — понятие из философской концепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

    демаркация по попперу

    Этот принцип требует принципиальной оп-ровержимости фальсифицируемость любого утверждения, относимого к науке. По мысли философа, научная теория не может согласовываться со всеми без исключения фактами. Необходимо исключить факты, не согласующиеся с ней.

    демаркация по попперу

    Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от неопозитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание — знание, находящееся в стадии становления. Принцип фаллибилизма — принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира — мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки. Хотя критический рационализм декларирует принципиальную антиидеологичность своей доктрины, уже сама постановка проблемы демаркации имеет не только методологическое значение: Во-вторых, рационализм концепции Поппера противопоставлялся эмпирицизму неопозитивистов Шлика, Нейрата, Карнааа, Рейхенбаха и других. В противовес индуктивизму, критический рационализм выдвинул на первый план гипотетико-дедуктивную модель научного исследования, в которой преимущественное значение имеют рационально конструируемые схемы объяснения эмпирических данных, а сами эти данные, опирающиеся на конвенционально определяемый эмпирический базис, во многом зависят от рационально-теоретических схем. В-третьих, рационализм этого направления выступает не только как способ характеризации научного знания и научных методов, но и как норма поведения ученого в ситуации исследования.

    Проблема демаркации

    С точки зрения критического рационализма рационально действует тот ученый, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые самым разнообразным попыткам их опровержения. Это подчеркнуто и в самом названии критического рационализма. Важнейшим следствием этой синонимии является признание принципиальной гипотетичности, предположительности знания, поскольку претензия знания на абсолютную истинность противоречит принципу критицизма и, следовательно, нерациональна. На этом основании и проводилось различие между наукой и метафизикой, то есть решалась проблема демаркации. В "Логике научного исследования" Поппер также обращается к проблеме демаркации, но предлагает иное решение. Если логические позитивисты во главу угла ставили принцип верификации, то есть эмпирического подтверждения, а также индуктивный метод, в соответствии с которым каждый новый факт, подтверждающий теорию, увеличивает вероятность ее истинности, то Поппер обращает внимание на следующее обстоятельство: Следовательно, по сравнению с верификацией опровержение имеет большую значимость для определения истинностного статуса научной теории. Чтобы подчеркнуть эту особенность, Поппер вводит понятие корроборации от англ. В отличие от верификации, корроборация - это подтверждение, не повышающее вероятности истинности рассматриваемой теории. Корроборированной считается теория, предполагающая возможность эмпирической проверки и успешно эту проверку выдержавшая. Но даже высокая корроборированность не исключает возможности опровержения, то есть фальсификации. Согласно введенному Поппером принципу фальсификации, к научным теориям могут быть отнесены только такие, для которых имеются потенциальные фальсификаторы теории, то есть высказывания, способные приходить в столкновение с опытом быть опровергнутыми. Как и логические позитивисты, Поппер противопоставлял теоретический и эмпирический уровни научного знания. Эмпирические свидетельства, способные подтвердить или опровергнуть теорию так называемый эмпирический базисфиксируются с помощью базисных предложений, которые по форме являются описаниями единичных фактов, причем это описание констатирует существование какого-либо явления. Базисное предложение не просто является результатом фиксации какого-либо наблюдения, оно должно получить признание научного сообщества, то есть стать научным фактом. Эмпирические или базисные предложения верифицируемы непосредственно, а теория - нет. Но из любой теории можно вывести следствия, которые будут ее потенциальными фальсификаторами.

    Концепция роста научного знания К. Поппера

    Таким образом, любая научная теория запрещает существование некоторых фактов. Причем чем "лучше" теория, тем больше фактов она запрещает. Отсюда можно сделать следующий вывод - теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных классификаторов не пуст, то есть если в принципе возможно существование нечерных воронов. Применение принципа фальсификации позволяет провести различие между наукой и метафизикой.

    Тема: Проблема демаркации

    Любая научная теория в отличие от философской может быть фальсифицирована на основании эмпирических фактов. Более того, все научные теории являются заведомо ошибочными, то есть представляют собой лишь существующее на данный исторический момент приближение к истине. Это положение получило название принцип фаллибилизма от англ. Развитие же науки представляет собой смену одних ложных теорий другими, также ложными, но ближе стоящими к истине. Принцип фаллибилизма был впервые введен в философию науки американским философом конца XIX в. Из принципа фаллибилизма следует принцип реализма, то есть позиция, согласно которой содержание знания не может быть сведено к данным чувственного опыта, как это предполагает феноменализм. За данными опыта, ощущениями должна стоять объективная реальность, которой и обязана в идеале соответствовать теория. Только в этом случае можно говорить о ложности истинности, так как ощущения сами по себе не могут быть ложными либо истинными. Поппер в отличие от логических позитивистов верит в существование мира и признаёт, что человеческое познание стремится к истинному описанию этого мира. Вместе с тем он признаёт, что реальность ускользает от познания.

    Категория: Система
    Просмотров: 8662 | Рейтинг: 9.10/17
    Всего комментариев: 48